Самое интересное от Яна Арта

Чеченский синдром

A A= A+ 26.01.1992
В начале января программа «Вести» сообщила российским телезрителям о заговоре, который готовит национальное движение Татарстана против руководства республики.

Поводом для столь жесткого определения стала состоявшаяся в Казани пресс-конференция.

Она стала ярким напоминанием о позиции национального движения после октябрьских событий. Тогда националы пытались взять штурмом Верховный Совет Татарстана и заставить его принять решение о полной независимости. Сегодня они пытаются создать альтернативный парламент.

Инициаторами этой акции выступили партия национальной независимости «Иттифак», комитет «Суверенитет» и общество «Марджани» – радикальное крыло Татарского общественного центра (ТОЦ), объединяющего национальные движения. Их программа: созвать в феврале курултай татарского народа, представленного 700 депутатами, избрать национальный парламент – милли меджлис, сформировать «теневой» кабинет министров и национальную гвардию.

Попытка создания последней уже была предпринята ТОЦ в конце августа минувшего года. Но после того, как национальное движение выступило с требованием отставки президента, Минтимер Шаймиев специальным указом запретил создание военизированных формирований на территории республики. Впрочем, неконституционные действия инициаторов меджлиса не смущают. Они намерены контролировать ВС Татарстана, а затем взять власть в свои руки. Некоторые из выступавших на конференции дополнили эту программу идеей ареста президента и низложением всех сегодняшних институтов власти.

На пресс-конференции прозвучало и несколько предупреждений. Во-первых, после прихода милли меджлиса к власти любая покупка предприятий Татарстана иностранными, в том числе и российскими гражданами, будет считаться недействительной. Во-вторых, русский язык будет исключен из числа государственных. В-третьих, русских, которые выступают против суверенитета Татарстана, «попросят уехать отсюда».

Сообщение прессы о состоявшейся пресс-конференции вызвали истерическую реакцию в национальном движении. Председатель общества «Марджани» Заки Зайнуллин потребовал привлечь некоторые газеты к уголовной ответственности за клевету. Между тем «клевета» оказалась подтвержденной магнитофонной записью, хранящейся в редакции газеты «Вечерняя Казань» и местном КГБ.

Сам Зайнуллин вновь подтвердил антиконституционность планов создателей междлиса, заявив 11 января следующее: «Мы не виноваты, что Верховный Совет оказался неработоспособным. Сначала предложим уйти в отставку по-хорошему. Не согласятся на такой вариант – разгоним! Конечно, нас может постичь и неудача. Тогда в тюрьму пойдем».

Итак, в Казани произошло то, о чем, перефразируя Агату Кристи, можно сказать: Объявлен заговор». Однако это объявление вызывает далеко неоднозначные реакции в самом ТОЦе. Идея меджлиса здесь была выдвинута давно, но для реализации иных целей: консолидации всего 7-миллионного татарского народа (включая татар, проживающих за пределами республики), создания независимой системы национального просвещения и развития национальной культуры. В этих 3 пунктах о политике не сказано ни слова. Член президиума ТОЦ Талгат Бареев считает, что «Иттифак», «Суверенитет», и «Марджани» заимствовали популярную идею, но используют ее по-своему – «как орудие против законных властей, орудие нагнетания страстей». По словам Бареева, центристское большинство ТОЦ не согласно с такой спешкой и с таким подходом к созданию меджлиса.

Между тем с осени в национальном движении усиливаются другие взгляды. Новый лозунг, появившийся на митингах в октябре – «Шаймиев, бери пример с Дудаева!» – яркий тому пример. Лидерам ТОЦ понравился пример Чечни, и, судя по всему, на переговорах с делегацией Общенационального конгресса чеченского народа они подробно изучали его опыт. Сценарий тот же: создание альтернативного парламента, а затем вытеснение ныне действующего. Условия сходны: ВС Татарстана, как в свое время и ВС Чечено-Ингушетии, имеет репутацию консервативно-коммунистического, руководители республики, как и Доку Завгаев, проявили лояльность по отношению к ГКЧП и особой популярностью у населения не пользуются. Следовательно, защитники едва ли найдутся. Есть одно отличие: демократическая фракция «Народовластие», ориентирующаяся на Россию. Именно она и объявлена врагом номер один будущего милли меджлиса.

Газета «Московские новости» (Москва), 26 января 1992 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3788